Многообразие русских народных песен. Виды и жанры народных песен. Источники изучения песенного творчества народов России. Хороводные и плясовые

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Песенный жанр является излюбленным практически у каждого человека. Люди стали напевать еще задолго до появления музыки как таковой. Не зря человеческий голос является самым древним из музыкальных инструментов, который всегда хранится внутри каждого из нас.

Сначала появилась песня, затем - все остальное.

Так какие же бывают жанры песен?

Термин и краткая история

Песня - самый простой вид вокальной музыки, но, пожалуй, и самый популярный, возникший за много лет до н. э. Впервые ее применение требовалось в древних обрядах и ритуалах. Только спустя много времени песня зазвучала по-иному, а именно - с художественной стороны, и потребительское отношение отошло на задний план.

Первоначальные композиции носили религиозный характер, когда существовала вера в силы природы и соответствующих ей богов. Композиции были совсем несложные, могли ограничиваться даже тремя словами.

В античный период музыка с поэзией считались неразлучными напарниками, потому их совмещали в единое искусство.

В Средневековье песни были распространены у музыкантов, таких как трубадуры, миннезингеры, труверы и мейстерзингеры. Они чувствовали неразрывную нить между музыкой и текстом, ощущали связь стихотворной формы с музыкальной строфой.

Характерная черта песен - главенствующая мелодия, исполняемая голосом на протяжении всего аккомпанирующего фона. Слово, плавающее в музыкальной реке, словно лодка, в которой сосредоточено все самое необходимое и важное.

Виды песен

Из единого музыкального ствола с каждым столетием разрасталось множество веток, тянущихся в совершенно разных направлениях.

Существуют 2 вида песни:

  • народная, или фольклорная;
  • авторская.

Главное их отличие друг от друга кроется в самих названиях. Искусство предполагает действие, а действие совершается субъектом или субъектами.

Определение первое

Народная песня относится к разновидности фольклора (устного народного творчества). У данного искусства нет одного-единственного создателя. Народная музыка - следствие вклада многочисленного состава людей. Песнь передавалась из уст в уста, приобретая новые нюансы, интонации, слова и даже иной смысл.

Традиционные произведения непосредственно были связаны с народом и их бытовой жизнью: труд, праздники и обряды.

Жанр русской народной песни отличается своей красотой и мелодичностью. Не зря даже за границей иностранцы распевают любимейшую всеми "Калинку-малинку".

Жанры народных песен

Существует много жанровых разделений по типу событий. Например, обрядовые (календарные и семейные).

Календарные подразумевали славянские праздники:

  • зимние - колядки ("Уродилась коляда накануне Рождества"), щедровки ("Добрый вечер, щедрый вечер"), овсени ("Овсей, Овсей шел по дорожке");
  • святочные - подблюдные;
  • масленичные ("Ой, блины, мои блины");
  • весенние - веснянки, пасхальные ("Из-под лесу");
  • летние - купальские.

Семейные описывали бытовые сцены и праздники:

  • рождение и пестование;
  • свадьба;
  • похороны (плачи и причитания);
  • колыбель.

Также существуют такие жанры народных песен:

  • трудовые - объединяли рабочих и делали тяжкий труд с помощью песни, сливаясь в одну силу, намного проще;
  • шуточные - частушки, припевки, сатира;
  • хороводные и плясовые;

  • эпические(повествование) - былины, исторические, баллады, сказки, небылицы;
  • протяжно-лирические (часто связаны с описанием тяжелой женской доли, с которой приходилось мириться из-за принятых обществом традиций);
  • отходнические (время, когда нужно было покидать дом и уходить на крестьянские работы за пределы деревни) - бурлацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие.

Одни из лучших песен жанра фольклора:

  • "Ой, мороз, мороз".
  • "Ой, то не вечер".
  • "Солдатушки".
  • "Пойду ль я, выйду ль я".
  • "Валенки".
  • "Тонкая рябина".
  • "Эй, ухнем".

Жанры композиторских песен

Написано неисчисляемое количество музыкальных композиций в различных песенных жанрах. О них мы поговорим ниже.

Авторская

Можно выделить несколько особенностей:

  • композитор, написавший песню, сам ее и воспроизводит;
  • помимо музыки, автор сочиняет еще и текст;

Гимн

Композиция несет в себе задачу восхвалять кого-либо или что-либо. Во всех странах он считается "главной песней" и занимает один пост из трех государственных символов страны (наряду с гербом и флагом).

Эстрадная

Данный вид песни относится к жанру, одному из самых популярных в настоящее время. Впервые термин зазвучал еще в начале XX столетия.

Основные черты:

  • важную роль играет ритм;
  • главный акцент на вокале;
  • композиция строится по определенной схеме - куплет и повторяющийся после него припев;

Ответвления песен поп-жанра:

  • европоп;
  • диско;
  • классик;
  • электро;
  • инди;
  • кантри;
  • латина;
  • дрим;
  • барокко;
  • соул;
  • блюз;
  • джэнгл;
  • бабблгам и еще множество других подразделов, разросшихся во все стороны.

Шансон

Во Франции термин был введен в обиход как песня в стиле кабаре (заведение для отдыха с небольшими концертными выступлениями).

Как жанр русской песни включает в себя собирательный образ из:

  • картежных песен;
  • блатных;
  • лирических песен, а также городского романса.

Рок

Является вторым видом (наряду с поп) востребованной музыки в настоящее время. Направление зародилось в начале XX века.

Включает в себя огромнейшее количество поджанров и их разновидностей. Только некоторые из них:

  • альтернатива;
  • гаражный;
  • глэм;
  • гранж;
  • инди;
  • математический;
  • инструментальный;
  • панк;
  • пост;
  • прогрессивный;
  • серф;
  • софт;
  • фолк;
  • хард;
  • поп-рок;
  • рэпкор, а также стоит подчеркнуть метал в качестве разновидности роковой музыки, со всеми вытекающими из него подвидами.

Джаз

Направление зародилось благодаря заслугам африканских ритмов и европейской гармонии. Оно включает в себя, помимо вокальных композиций, и чисто инструментальный вид.

Интересный факт: джазовый инструментальный и песенный жанры являются для восприятия самыми сложными видами музыки, которые требуют от головного мозга анализа гармонического построения. Виртуозы, несомненно, обладают высоким интеллектуальным уровнем, так как импровизация требует еще куда более глубокой работы.

Другие виды

Помимо вышеперечисленных, существует еще огромное количество песенных жанров:

  • блюз - афроамериканская светская музыка;
  • фолк - в нем соединяется фольклор с современными направлениями;
  • рэп - речитатив под ритмичный бит.

Мир полон вокального творчества, и каждый может найти для себя излюбленный жанр.


Колыбельный жанр
Плясовой жанр
Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску.
Динамические оттенки
Основные музыкальные темпы
Мажор – светлый, яркий, радостный, веселый лад.
Подобный материал:
  • Задачи: знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры, обобщение , 140.56kb.
  • Тематическое планирование уроков музыки в 6 классе , 131.96kb.
  • Конспект урока музыки для учащихся 3 класса в рамках конкурса «Учитель года 2007» , 120.19kb.
  • , 82.25kb.
  • Цель: Ознакомить детей с жанром русской народной сказки , 48kb.
  • В великой отечественной войне , 1141.13kb.
  • Программа с участием фольклорно-этнографического коллектива, где вы станете участником , 36.17kb.
  • Л. Ю. Подручная Встатье на материале текстов русских эпических песен анализируются , 100.22kb.
  • Расшифровка народных песен и хоровая аранжировка , 650.8kb.
  • Флора Вафина (творческий псевдоним-Флора) автор слов и музыки, исполнитель романсов, , 133.03kb.

ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН:

  • БЫЛИНЫ
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ
  • ЛИРИЧЕСКИЙ
  • ТРУДОВОЙ
  • РЕВОЛЮЦИОННЫЙ
  • ВОЕННЫЙ
  • ОБРЯДОВЫЙ
  • КОЛЫБЕЛЬНЫЙ
  • ПЛЯСОВОЙ
  • ЧАСТУШКИ

Нигде нет такой литературы, как у

нас у русских. А народные песни?...

такие песни могли родиться только

в народе великой души…

М. Горький

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.

Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных вождях. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

И в наши дни создаются произведения народного творчества. Народ слагал свои песни о Великой Октябрьской социалистической революции, о героях гражданской и Отечественной войны. Создает песни о новой жизни, о наших замечательных современниках. Российские музыковеды собирают и изучают не только старинные песни, но и современные.

Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребенку мать поет колыбельные песни. Подрастая, дети поют песенки, прибаутки и даже сами складывают их. Труд взрослого человека всегда находил отражение в трудовых и обрядовых песнях. На старинных русских свадьбах звучали лирические песни, величальные, песни-плачи. Царская солдатчина породила солдатские или рекрутские песни. А в конце XIX века среди рабочих появились революционные песни.

^ Эти разнообразные виды народных песен называются жанрами. С жанрами русских народных песен мы и начнем знакомство.

- Народные песни! Какие они разные!

Если в песне слышна неприкрытая грусть –

Грустью, кажется, полнится воздух.

Если удаль теснит молодецкую грудь –

Пляшут вечер и синие звезды.

И старушка Земля все никак не поймет,

В чём же кроется тайна России.

То ли песня прекрасна, а то ли народ,

Распевающий песни такие.

(В.Гин.)

БЫЛИНЫ

Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Ученые предполагают, что появились они более тысячи лет тому назад. Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и села, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины.

Кто из вас не знает знаменитой картины В.Васнецова «Богатыри»? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович сильные, умные, храбрые богатыри, совершали свои подвиги во славу земли русской.

^ Сказка о Садко прославляет гусляра – создателя таких чудесных былин, которые покорили даже самого царя Морского.

В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Об этом свидетельствуют рисунки в древних рукописях, упоминания о гуслях в самих былинах. Позже былины пелись без инструментального сопровождения.

^ Напевы былин величаво спокойны, близки к разговорной речи – декламации. Обычно они основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху.

ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

По своему происхождению многие обрядовые песни относятся к тем далеким временам древнеславянского мира, когда в представлении наших предков леса, горы, реки, озера являлись обиталищем богов, а животный мир - заколдованными людьми.

^ В древние, языческие, времена пели песни богам Солнца, Неба и Огня – Сварогу,

Ветра – Стрибогу, богу плодородия – Яриле.

Во многих песнях часто встречаются сопоставления личных переживаний людей с явлениями природы. Старинные обряды сопровождались песнями, которые и дают нам возможность узнать о жизни наших предков, об их верованиях, общественно-бытовом укладе.

Среди обрядовых различаются песни календарные: проводы зимы, встреча весны, сбор урожая, семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты.

Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, «русальной недели» сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлениями от грозы и града.

^ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Самые ранние исторические песни относятся к XIII – XV векам – эпохе татаро-монгольского нашествия. Известны песни о походах Ивана Грозного, ПетраI, о вождях народных восстаний Степане Разине, Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года, о героической обороне Севастополя в Крымской войне, о мужестве простого солдата в русско-японской войне 1904-1605 года. Много песен создал народ о героях гражданской войны Чапаеве, Щорсе, Буденном, Ворошилове, о героях Великой Отечественной войне. Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют о горячем интересе русского народа к своему прошлому и настоящему.

По характеру мелодии исторических песен разнообразны: есть среди них протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые. Создаются исторические песни и в наши дни. Они отражают современные события, рассказывают о героизме русских людей.

^ ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Лирические песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения.

Лирические песни, как правило, посвящены любви, дружбе, верности, примечательным событиям в жизни человека. В них поется о зарождении нежности, о встречах и разлуках, о дальних дорогах. Они рассказывают также о разочаровании, о грусти, о невозвратимом, прошумевшем времени, о тревожном воспоминании. Но какой бы ни была лирическая песня – задорной, веселой, величавой, задумчивой, грустной, - она нередко пронизана поэтичностью, передает эмоциональное состояние человека, его душевное переживание, охватившее его настроение.

Лирической песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, использование распевов, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ох», «ой да-да» и т.д.), варьирование мелодии, изменение размера.

^ ТРУДОВОЙ ЖАНР

Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей.

Много песен сложили лесорубы, грузчики, бурлаки. Труд бурлаков был особенно тяжел. С самой ранней весны, собираясь артелями, они тянули огромные баржи по берегам Волги.

Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причем слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы. Самыми распространенными бурлацкими песнями были «Эй, ухнем» и «Дубинушка».

^ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЖАНР

В конце 19века в России усилилось рабочее движение. Появились новые боевые песни, которые помогали рабочему классу в борьбе с самодержавием. Народ назвал их революционными. И слова, и музыка этих песен были пронизаны новым для русской песни качеством: энергией, маршевостью, верой в победу.

^ Партия большевиков придавала большое значение распространению новых песен. Революционеры ценили силу песни и никогда не забывали об этом славном боевом оружии.

За пение революционных песен царские жандармы и полиция били демонстрантов, стреляли в них. Но они не могли убить боевой дух людей. Похороны погибших революционеров часто превращались в новые демонстрации. Тут пели не только боевые песни, но и траурные марши: «Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали».

^ Однако в этих песнях народ выражал не только печаль по поводу гибели товарищей, но и ненависть к насильникам, и уверенность в победе революции.

«Смело, товарищи, в ногу» - одна из самых известных русских революционных песен. Ее сочинил Л.П.Радин.(1860-1900). Когда из Таганской тюрьмы политических переводили в Бутырскую, Радин быстро ознакомил товарищей с новым революционным гимном. Политические, окруженные конвойными, впервые запели эту песню. Шествие заключенных на глазах жандармов превратилось в яркую политическую демонстрацию.

^ ВОЕННЫЙ ЖАНР

Народная песня неотъемлемая часть быта и культуры народа. По народной песне можно не только узнать историю нации, но и судить о характере народа, о его душевном укладе и доброте, о мудрости и таланте. Много испытаний выпало на долю нашего народа. Часто наша страна подвергалась нападению врагов. Любовь к своей земле, защита её от врага, доблесть, честь, благородство – все эти качества присущи русскому народу. Во время воин бойцы не расставались с песней. Перед боем и во время сражения она воодушевляла их, укрепляла силы, и во время короткого отдыха тоже звучали песни. Много песен сложено о героях – взрослых и детях. Они боролись за то, чтобы процветала наша Родина, чтобы на всем земном шаре был мир, а людям жилось свободно и радостно.

^ КОЛЫБЕЛЬНЫЙ ЖАНР

С колыбельными песнями дети знакомятся сразу после рождения. Мамы поют колыбельные детям, чтобы успокоить их, приласкать. Исполняют их нежно, ласково, с любовью и добротой.

В русских колыбельных песнях иногда призывали мягкого, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока», «кусок пирога», «хвостик вызолотить», «лапки высеребрить». Колыбельные обычно звучат медленно, тихо, напевают как бы вполголоса. Такие песни успокаивают и убаюкивают детей.

^ ПЛЯСОВОЙ ЖАНР

Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с бытом. Танцы по-своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей.

Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Пляски под песню существуют у многих народов. Есть и русские народные плясовые песни.

^ Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску.

Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

ЧАСТУШКИ

Частушки – короткие, чаще всего быстрые (но иногда и медленные) песенки, в которых очень много куплетов. Слова в частушках меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю поется частушка. В наше время старинные, давно сочиненные частушки поются с новым, современным текстом. Русская частушка не раз встречалась в музыке русских композиторов. Но, пожалуй, никто еще так часто не обращался к частушке, как наш современник – композитор Родион Щедрин.

ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ:

  • М. ГЛИНКА
  • П. ЧАЙКОВСКИЙ
  • М. МУСОРГСКИЙ
  • А. БОРОДИН
  • Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
  • С. РАХМАНИНОВ
  • Р. ЩЕДРИН
  • С. ПРОКОФЬЕВ
  • Д. ШОСТАКОВИЧ
  • И. ДУНАЕВСКИЙ
  • А. ХАЧАТУРЯН
  • Д. КАБАЛЕВСКИЙ

ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ:

  • Л. БЕТХОВЕН
  • Ж. БИЗЕ
  • Э. ГРИГ
  • Дж. ГЕРШВИН
  • З. КОДАЙ
  • В. МОЦАРТ
  • Ф. ШОПЕН
  • Ф. ШУБЕРТ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ:

  • МЕЛОДИЯ
  • ДИНАМИКА
  • РИТМ
  • РЕГИСТР
  • ТЕМП
  • ТЕМБР
  • ЗВУКОВЕДЕНИЕ

МЕЛОДИЯ – основа музыкального искусства. Мелодия – «Душа музыкального произведения». Греческое слово «melоdia» означает пение песни. Мелодия (напев) состоит из последовательности звуков в одном голосе, разных по высоте и длительности. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль. Уже сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как, например, народная песня.

ДИНАМИКА – от греческого слова dinamicos – силовой, то есть сила звука. Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками.

^ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ:

pp – pianissimo (пианиссимо) – очень тихо;
p – piano (пиано) – тихо;

mp – mezzo piano (меццо пиано) – умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано;

mf – mezzo forte (меццо форте) – умеренно громко, громче, чем меццо пиано;

f – forte (форте) – громко;

ff – fortissimo (фортиссимо) – очень громко.

Diminuendo (диминуендо) – или значок показывает на постепенное ослабление звука.

Cresc. (крещендо) – или значок показывает на постепенное усиление звука.

РИТМ – от греческого слова rythmos – означает мерное течение. РИТМ – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого их этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течении всего произведения.

РЕГИСТР – разные отрезки диапазона, отличающие друг от друга качеством звучания. Обычно различают три регистра – нижний, средний, верхний. Наиболее употребляемый у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.

ТЕМП – скорость движения музыки. Происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы.

^ Основные музыкальные темпы:

ларго (largo) – очень медленно и широко;

адажио (adagio) – медленно, спокойно;

анданте (andante) – в темпе спокойного шага;

аллегро (allegro) – быстро;

престо (presto) – очень быстро.

Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие как:

модерато (moderato) – умеренно, сдержанно;

аллегретто (allegretto) – довольно оживленно;

виваче (vivace) – живо.

ТЕМБР – это специфическая окраска звука музыкального инструмента и голоса человека. Тембр - от французского слова timbre, что означает колокольчик. Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений.

ЛАД – Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоникой. Наиболее распространенными являются лады: Мажор и Минор.

^ Мажор – светлый, яркий, радостный, веселый лад.

Минор – грустный, печальный, темный лад.

СЛОВАРЬ

Эмоционально-образного содержания музыки.

ВЕСЕЛАЯ: НЕЖНАЯ: ГРУСТНАЯ:

РАДОСТНАЯ ЛАСКОВАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ

ИГРИВАЯ ЗАДУМЧИВАЯ ЖАЛОБНАЯ

ЗАДОРНАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ТОСКЛИВАЯ

ЗВОНКАЯ ЛЕГКАЯ СКОРБНАЯ

ОЗОРНАЯ СВЕТЛАЯ ХМУРАЯ

ШУТЛИВАЯ ПРОЗРАЧНАЯ ОБИЖЕННАЯ

БОЙКАЯ ПЛАЧУЩАЯ

СМЕШНАЯ ПРОСЯЩАЯ

ЗАБАВНАЯ

РЕЗВАЯ СТРАШНАЯ: СЕРЬЁЗНАЯ:

ПРЫГУЧАЯ

СКАЧУЩАЯ ЗЛАЯ СДЕРЖАНАЯ

СОЛНЕЧНАЯ ГРУБАЯ

СВЕРКАЮЩАЯ ТЯЖЕЛАЯ

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СЕРДИТАЯ

ПЛЯСОВАЯ НЕДОВОЛЬНАЯ

УЛЫБАЮЩАЯ ТЁМНАЯ

СПОКОЙНАЯ: ТОРЖЕСТВЕННАЯ: ТАИНСТВЕННАЯ:

ДОБРАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ СКАЗОЧНАЯ

ПРИВЕТЛИВАЯ БОДРАЯ ВОЛШЕБНАЯ

НЕТОРОПЛИВАЯ ВАЖНАЯ КОЛЮЧАЯ

УБАЮКИВАЮЩАЯ МАРШЕВАЯ ПУГЛИВАЯ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЧЁТКАЯ ОПАСЛИВАЯ

МЯГКАЯ ОТЧЁТЛИВАЯ ОСТОРОЖНАЯ

ПЛАВНАЯ ГОРДАЯ НАСТОРОЖЕННАЯ

ГЛАДКАЯ МОГУЧАЯ ЗАГАДОЧНАЯ

НАПЕВНАЯ ПОБЕДНАЯ ОТРЫВИСТАЯ

ПРОТЯЖНАЯ ОСТРАЯ

ХОРОВОДНАЯ ПОДКРАДЫВАЮЩАЯ

МУЖЕСТВЕННАЯ: ВЗВОЛНОВАННАЯ:

БЕСТРАШНАЯ ВСТРЕВОЖЕННАЯ

БОЕВАЯ СТРЕМИТЕЛЬНАЯ

СМЕЛАЯ ВЬЮЖНАЯ

ОТВАЖНАЯ МЕТЕЛЬНАЯ

РЕШИТЕЛЬНАЯ НЕНАСЫТНАЯ

СИЛЬНАЯ ТРЕВОЖНАЯ

БОГАТЫРСКАЯ БЕСПОКОЙНАЯ

ГРОЗНАЯ ТОРОПЛИВАЯ

ВОЕННАЯ

СОЛДАТСКАЯ

СУРОВАЯ

СТРОГАЯ

Музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня - одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором. Обособление её - результат длительного исторического развития фольклора. Народную песню отличает богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров - непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, - колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая социальная группа общества имеет свою песенную лирику.

В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам (куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни). Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам (связанной с трудом и обрядом), свойственны так называемые напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие обычно одной стиховой строке или двухстишной строфе и употребляемые с текстами разного содержания, но одинаковой бытовой (или ритуальной) функции (например, многочисленные свадебные песни одной деревни могут исполняться на одну-две мелодические формулы).

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс, в котором решающее значение имеет традиция: народная песня возникает на основе законов, эстетически действенных в каждом данном песенном коллективе, и потому подчиняется нормам музыкально-поэтической типологии. Так, в каждом жанре народной песни существуют ведущие и периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические), на основе которых познаётся вариантность народной песни. Наряду с варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых текстов. Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны также так называемые «бродячие» мелодии, исполняемые у разных народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Краткая история народной песни. ЛИТЕРАТУРА. БИБЛИОГРАФИЯ

Веселовский А. Н., О происхождении и развитии песен, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1913;

Кулаковский Л., Строение куплетной песни, М. - Л., 1939;

его же , Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962;

Нестьев И., Народная песня как основа музыкального искусства, М., 1961;

Штейниц В., Рабочая песня и народная песня, М., 1964;

Bücher К., Arbeit und Rhythmus, Lpz., 1897, 1924 (русский перевод - Работа и ритм, СПБ, 1899, то же, М., 1923);

Upton G. P., The song, its birth, evolution and functions..., Chi., 1915;

Viora W., Das echte Volkslied, Hdlb., 1950, 1962;

A history of song , ed. by D. Stevens, L., 1960;

Maróthy J., Az európai nepdal születése,Bdpst, 1960 (русский перевод - Рождение европейской народной песни [автореферат], в сборнике: Славянский музыкальный фольклор, М., 1972);

Sydow A., Das Lied. Ursprung, Wesen und Wandel, Göttingen, 1962;

Bowra С.М., Primitive song, N. Y., ;

Suppan W., Volkslied. Seine Sammlung und Erforschung, Stuttg., 1966;

Neef W., Das Chanson. Eine Monographie, Lpz., 1972.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Карманные персональные компьютеры: возможности, характеристики, типы современных КПК Карманные персональные компьютеры: возможности, характеристики, типы современных КПК Как запустить командную строку от имени администратора Как запустить командную строку от имени администратора Зачем после сильной ссоры и оскорблений добавлять человека в черный список? Зачем после сильной ссоры и оскорблений добавлять человека в черный список?